Заказать работу можно по телефону (812) 1422479 или пишите письма:
andrewefimov@yandex.ru.Диплом
Развитие малого бизнеса в России
Содержание
ВВЕДЕНИЕ *Глава 1. Малый и средний бизнес - как основа рыночной экономики
*Предпосылки возникновения малого бизнеса
*Организационные вопросы малого бизнеса.
*Субъекты малого предпринимательства. Организационно-правовые формы.
*Глава 2. Условия развития и система поддержки малого предпринимательства за рубежом.
*Развитие малого бизнеса в США.
*Развитие малого бизнеса в Великобритании.
*Развитие малого предпринимательства в Польше.
*Малый и средний бизнес в развивающихся странах.
*Негативы малого предпринимательства в развивающихся странах.
*Малый и средний бизнес Санкт-Петербурга
*Глава 3. Малое предпринимательство в России: состояние и перспективы
*Общая характеристика
*Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
*Заключение
*Литература
*
Малые и средние предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.
В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 миллиардов экю.
В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) попадают в разряд “очень мелких предприятий”. На каждом из них работает не более 10 человек.
Половина предприятий в ЕС относятся к так называемому классу “one-man businesses”, где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, “очень мелкие предприятия” предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес - услуги. Более 70% работающих на них заняты в торговле и услугах.
Примерно на 1,1 млн. предприятий число работающих колеблется в пределах от 10 до 249 человек. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они обеспечивают занятость трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота.
Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работников на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные 45% - в строительстве и различных отраслях промышленности.
Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной Европы. На средних предприятиях зарегистрировано около 15% всех занятых в экономике, они обеспечивают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
К крупными предприятиям относятся те, на которых занято 250 и более человек. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 миллиардов экю оборота. Их доля от общего числа предприятий Западной Европы составляет около 0,2%. На крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они производят треть от общего оборота.
В среднем, на одном крупном предприятии занято 1000 работников. Крупные предприятия доминируют в секторах экономики, где производство товаров и услуг требует значительных капиталовложений: в ряде отраслей промышленности, в банковской деятельности, в страховании, на транспорте.
Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1% предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и обеспечивают более 50% суммарного оборота. Малые и средние предприятия, благодаря своей многочисленности, а также тому, что предоставляют около половины общего числа рабочих мест, имеют значительный вес в экономике.
Малые и средние предприятия присутствуют во всех секторах экономики. Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и “крупных” услугах.
В России малое предпринимательство находится в стадии становления. Его развитие призвано решить ряд важнейших социально-экономических задач переходного периода российской экономики. Это формирование рациональной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, расширение источника доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе и ряд других проблем.
В решении указанных задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики.
Выработка адекватных, эффективных мер государственной политики предъявляет высокие требования к информационному обеспечению государственных структур своевременными, достоверными, полными сведениями о текущем состоянии, динамике и тенденциях развития, проблемах и потребностях малого предпринимательства.
По данным Госкомстата России, в1999 г. в РФ насчитывалось 844,4 тыс. малых предприятий на которых работало в общей сложности 8,3 млн. человек. Насколько надежна эта информация? Много это или мало, исходя из потребностей реформируемой российской экономики, в сравнении с уровнем развития малого предпринимательства в странах ЕС?
В работе дан анализ уровня развития российского малого предпринимательства и сравнение его с международным уровнем. Полученные результаты позволяют оценить эффективность отечественных малых предприятий, структурные сдвиги в малом бизнесе, вклад малых предприятий в решение социально-экономических задач, стоящих перед обществом.
Таким образом, как в правовом регулировании отношений в сфере малого предпринимательства, так и непосредственно в самой деятельности малых предприятий сегодня обнаружились серьезные пробелы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. Всю сумму недостатков, ошибок, пробелов можно отнести на счет издержек развития, новизны складывающихся рыночных отношений и формирования нового собственника. И это будет справедливо. Но видеть только в этом, или главным образом в этом причину, сдерживающую развитие малого бизнеса, было бы серьезной ошибкой.
Как было показано, наиболее серьезная причина кроется прежде всего в отсутствии целостной государственной политики в отношении малого предпринимательства. И законодатель, и представители исполнительной власти всех уровней не управляют этим процессом, а всего лишь реагируют на отдельные наиболее серьезные и срочные проблемы, зарождающиеся в сфере малого предпринимательства. Причем реакция эта, особенно со стороны местных органов власти, сплошь и рядом носит субъективный характер, когда интересы малого предпринимательства нередко стремятся подчинить конъюнктурным интересам самой власти. Поэтому столь часты внутренние противоречия в уже имеющейся законодательной базе; поэтому отсутствуют сплошь и рядом эффективные механизмы реализации законов; поэтому запаздывает законодатель с принятием необходимых законов; поэтому стал нормой административный произвол в отношении представителей малого предпринимательства; поэтому стал мелкий предприниматель легкой добычей уголовной преступности, организованной преступности и коррупции.
Но целостная, эффективная государственная политика в отношении малого предпринимательства не может сложиться при макроэкономических приоритетах экономической реформы. Как показала действительность последних лет, она исключает рядового гражданина, в том числе и мелкого предпринимателя из полноправного процесса формирования рыночной экономики, делает его объектом этого процесса. Для того, чтобы он объективно вписался в этот процесс необходимо в условиях кризиса и формирования рыночных отношений упор сделать на микроэкономической стороне реформы. Иначе говоря, социальные вопросы не могут быть эпизодами, разрозненными элементами и средством решения политических задач. Они должны стать несущими элементами всей государственной политики. И тогда малое предпринимательство как основа социальной экономики смотрится совершенно по иному, выступает как решающее звено формирования рынка (массовость, гибкость и оперативность реагирования на изменяющийся спрос, насыщение рынка товарами и услугами и т.д.), решения проблем занятости в условиях безработицы, решения главной экономической и социальной задачи любого государства - рост благосостояния населения. При таком подходе, когда акцент в определении роли и места малого предпринимательства делается не на формировании среднего слоя (т.е. класса мелких собственников), а на социальной экономике, в которой ведущее место может и должен занять мелкий предприниматель независимо от форм собственности, то удастся преодолеть классовый подход, не допустить изначального прорастания конфликтных противоречий в обществе (а сегодня в глазах миллионов российских граждан мелкий предприниматель является враждебной ему силой). В этом случае формирование среднего слоя - не самоцель, а средство решения экономических и социальных проблем.
А потенциальные возможности малого предпринимательства неограниченные. Об этом свидетельствует весь мировой опыт, как зарубежный, так и отечественный. И этот опыт свидетельствует: в условиях экономического кризиса и обострения социальных отношений именно малое предпринимательство как важнейшее составляющее социальной экономики способно сыграть решающую роль в преодолении экономического и социального кризиса. Об этом свидетельствует выход США из длительного застоя; ускорение национального и местного развития в странах Западной Европы - Франция, Италия, Испания; бурный экономический рост в Японии в конце 50-х - начале 60-х годов.
Об этом свидетельствует и НЭП в нашей стране. Малое предпринимательство позволило преодолеть экономический кризис. В нем участвовали почти 60% активного населения и на его долю приходилось 25% промышленного производства.
Обращаясь к зарубежному и отечественному опыту, необходимо в то же время отдавать себе отчет в том, что экономическая среда и экономическая культура, существующие сегодня в России, существенно отличаются от условий на Западе или в России начала века.
Тем не менее, еще раз считаем необходимым подчеркнуть: если для нас многообразие форм собственности становится законом жизнедеятельности общества, если мы рассматриваем рыночные отношения как наиболее эффективное средство прогрессирующего развития общества, то в условиях дестабилизации экономики, ограниченных финансовых ресурсов, именно малое предпринимательство, не требующее крупных стартовых инвестиций, располагающее творческим, деловым и интеллектуальным потенциалом, обладающее высокой скоростью оборота средств, гибкостью и оперативностью в реагировании на изменение широкого потребительского спроса, способно наиболее быстро и экономично решать проблемы демонополизации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг. Т.е. решать одновременно экономическую и социальную задачи.
Для этого мало не мешать. Нужно всемерно поддерживать эту внутреннюю способность малого предпринимательства способствовать решению проблем экономической, социальной и в конечном итоге - политической стабилизации общества. Вот здесь и нужна государственная политика, связывающая воедино федеральный, региональный и муниципальный уровень.
При таком подходе нужны радикальные изменения прежде всего в законодательной практике, в формировании подзаконных актов.
Все они должны быть связаны единой идеей, исходящей из взгляда на малое предпринимательство как на социальную экономику.
Тогда и станут возможными законы, отражающие разные уровни проблемы, разные направления и сферы деятельности, механизмы функционирования и подзаконные акты (правила и инструкции), четко соотнесенные с действующим законодательством и не допускающие их вольное толкование с ущербом для деятельности малого предпринимательства. Иначе говоря, выстраивается стратегия законотворческой деятельности по обеспечению эффективности и результативности малого предпринимательства как необходимого элемента формирования рыночных отношений, решения экономических и социальных проблем.
При такой политике необходимо будет внести серьезные, возможно даже радикальные изменения в функционирование госаппарата, в его количественный состав, так как многие его функции отпадут, упростятся. Но для этого государству придется решать одну принципиальную задачу. Ни для кого сегодня не является секретом пораженность госаппарата коррупцией. Это связано не только с общим ростом преступности. Причина кроется еще и в том, что сегодня, в условиях системного кризиса, государственный чиновник превратил свое рабочее место в один из наиболее выгодных видов товара. Чем выше служебное место - тем выгоднее оно как товар и это относится прежде всего в тем сферам государственного управления, которые связаны с финансированием, лицензированием, квотированием, приватизацией, регистрацией, т.е. всем тем, что затрагивает сферу отношений по поводу собственности, финансов и материально-технических средств.
Даже приняв Закон “О борьбе с коррупцией” бороться с этим злом будет необычайно трудно, механизм его реализации “повиснет в воздухе”, если он не будет дополнен Законом “О декларировании индивидуальных доходов граждан”. Именно он призван в конце концов урегулировать отношения государственных чиновников по поводу собственности и его действие необходимо применить в первую очередь к государственным служащим, невзирая на место в иерархии управления, и прежде всего к тем, кто регулирует вопросы собственности, финансов, материально-технических средств. Санкции за нарушения этого закона в сегодняшней российской действительности должны быть самыми суровыми, но и социально-экономическое положение госчиновника должно быть достаточно высоким, чтобы он дорожил своим рабочим местом. Сложно ли это сделать при нынешнем тяжелом финансовом положении страны? Не очень, если исходить из того, что госаппарат необходимо будет по объективным причинам значительно сократить, оставив при этом нынешний объем бюджетного финансирования аппарата госуправления.
Без этих мер всякие разговоры о борьбе с коррупцией останутся только сотрясением воздуха, так как правоохранительные органы борются сегодня лишь со следствием, не имея возможности бороться с причиной, порождающей расцвет коррупции, которая все более смыкается с организованной преступностью, что формирует реальную угрозу не только экономической, но и политической безопасности России.
Защиту предпринимательства вообще и малого в особенности необходимо начинать прежде всего от тех сил, которые, располагая властными полномочиями, используют их в своих корыстных интересах. Только тогда станет возможным эффективная борьба и с уголовной преступностью.