Заказать работу можно по телефону (812) 1422479 или пишите письма:
andrewefimov@yandex.ru.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема:
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.
Содержание
Введение
*Глава 1. Политические, правовые и экономические аспекты создания и функционирования свободных экономических зон в России
*1. 1. Общая характеристика и причины возникновения СЭЗ
*1. 2. Виды и типы СЭЗ
*1. 3. СЭЗ в России – проблемы правового регулирования
*1. 4. Опыт российских свободных экономических зон
*Глава 2. Проблемы и перспективы создания свободных экономических зон в Ленинградской области
*1. 1. Основные инвестиционные характеристики Ленинградской Области
*2. 2. Перспективные инвестиционные проекты для создания свободных экономических зон
*2. 2. 1. Усть-Лужский морской торговый порт
*2. 2. 2. Перспективные инвестиционные проекты в Выборгском районе
*2. 3. Общие рекомендации по методам создания и развития свободных экономических зон в Ленинградской области.
*Заключение
*Литература
*Приложение
*
Свободная экономическая зона
Большой экономический словарь
В России предпринимались попытки создания свободных экономических зон. Было принято постановление правительства "О создании зон свободного предпринимательства". Принимались документы о создании таких зон как СЭЗ "Сахалин", СЭЗ "Янтарь" (в Калининградской области), "Кузбасс" и другие, в том числе и в Ленинградской области. Однако на практике эти зоны не получили должного развития, т. к. не было четких программ, определяющих необходимый объем инвестиций для создания производственной и финансово-экономической инфраструктуры, не были определены источники получения этих инвестиций, местным органам власти не был предоставлен достаточный объем полномочий для решения вопросов, связанных с организацией такой зоны. По существу ни одна из зон не получила необходимого импульса для развития.
Таким образом, цель настоящей работы – проанализировать проблемы, возможности и перспективы создания свободных экономических зон - безусловно актуальной. Цель работы диктует и ее структуру – в первой главе рассмотрены политические, правовые и экономические аспекты создания и функционирования свободных экономических зон в России, вторая глава посвящена проблемам и перспективам создания свободных экономических зон в Ленинградской области
В качестве главного объекта исследования выбрана Ленинградская область, как один из наиболее перспективных регионов для создания свободных экономических зон.
В качестве информационной базы данного исследования послужили многочисленные учебники, монографии, периодические издания, статистические сборники, а также данные сети интернет.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в , к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно
применять?Можно надеяться, что проведенный в настоящей работе анализ как общего положения со свободными экономическими зонами, так и конкретное изучение экономических перспектив Ленинградской области в сфере СЭЗ позволяет дать ответы на эти вопросы.
В работе показано, что многие хозяйственные объекты на территории Ленинградской области, учитывая динамически развивающуюся экономику, выгодное географико-экономическое расположение, сложившуюся инфраструктуру, имеют действительные возможности стать процветающими свободными экономическими зонами, при условии, если будут выполнены следующие рекомендации.
Первоочередно, совершенно необходимым является принятие современного закона о СЭЗ на федеральном уровне. Закон о свободных экономических зонах должен включать детально разработанный раздел о льготах. В нем целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от таможенных пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Это — первое стандартное правило для любой СЭЗ.
Для создания СЭЗ и достижения этих результатов необходимо подготовить соответствующую законодательную базу, а также иметь администрацию зоны, гарантирующую инвесторам стабильность и безопасность их деятельности. В свободных экономических зонах отсутствуют пошлины и налоги на импорт и экспорт оборудования и материалов, используемых в производстве экспортных товаров, что обеспечивает рентабельность инвестиций. Фирмам-инвесторам, должны гарантироваться налоговые каникулы сроком от 5 до 35 лет. В некоторых случаях этот период не имеет определенных границ и совпадает с периодом производства экспортной продукции. Имеются различные варианты формирования отношений администрации зон с иностранными предпринимателями и работниками, но в большинстве СЭЗ льготное налогообложение должно распространяться как на их имущество, так и на доход.
Иностранные и российские инвесторы должны располагать возможностью выбора мест размещения объектов бизнеса. Определяющими факторами их отбора являются производственные и транспортные издержки, каналы и география реализации продукции, состояние окружающей среды, надежность и простота системы управления.
Инфраструктурные проекты, необходимые для подготовки площадки СЭЗ, могут финансироваться за счет иностранных источников и государственного бюджета. Затраты, которые на первых порах несет государственный бюджет, обычно возмещаются в течение первых пяти лет.
Эксперты отмечают, что, создавая СЭЗ, необходимо исходить из требований закона, а не руководствоваться постоянно меняющимися решениями исполнительной власти.
При создании СЭЗ не следует увлекаться гигантскими планами. На первом этапе в России следует сосредоточиться на создании десяти свободных зон площадью не более 350 га каждая. СЭЗ могут создаваться в регионах, обладающих достаточной инфраструктурой для поддержки инвестиционной активности иностранных предпринимателей.
Стандартное правило любой свободной экономической зоны состоит в том, что предприниматели зоны освобождаются от экспортных налогов, пошлин, экспортных выплат, экспортных квот, налога на добавленную стоимость, специальных налогов и любых других экспортных ограничений, за исключением утвержденных международными соглашениями на товары, производимые или собранные на территории СЭЗ и экспортируемые с территории России.
На материалы, ввозимые в зону с таможенной территории России, налагаются такие же выплаты и ограничения, как и на экспортируемые из России аналогичные товары.
Товары, ввозимые на таможенную территорию России с территории зоны, облагаются налогами, пошлинами, квотами, принятыми для импортируемых аналогичных товаров, с учетом того, что стоимость, добавленная внутри зоны, рассматривается как стоимость, добавленная внутри России, вследствие чего она не является объектом таможенных пошлин и налогов в составе стоимости товаров, импортируемых из-за границы. Это стимулирует инвестирование капитала в Россию, обеспечивая доступ к российским рынкам на условиях, не дискриминирующих отечественных производителей, но более выгодных по сравнению с теми, что предлагаются чисто иностранным партнерам.
Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки; при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты, не должна превышать 25% всего полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в России ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любом периоде, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом не выходить за норматив 25%.
Данные льготы применяются на мировом рынке инвестиций в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать как экономический ущерб для принимающей стороны, поскольку в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать в страну и найдут себе более подходящую нишу где-нибудь в другой стране.
Менеджеры и специалисты, прибывающие для работы на предприятиях зоны, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Так, импортные товары, ввозимые для личного пользования менеджеров и специалистов, освобождаются от таможенных платежей или налогов, включая НДС, на жилье, на определенное количество автомобилей, приборы и электронную технику, которые должны быть зарегистрированы местной таможенной службой при ввозе на таможенную территорию России. Эти товары должны быть вывезены из Российской Федерации или переданы другому лицу в случае прекращения специалистом работы на территории России.
Товары, стоимость которых превышает установленную в России нормативную величину, облагаются обычным налогом на импорт. Местные таможенные органы имеют право отменить или снизить размер таможенных платежей на товары личного пользования иностранцев, пришедшие в негодность, украденные, потерянные или каким-либо иным образом потерявшие ценность для владельца.
Целесообразно четко определить порядок пользования землей на территории СЭЗ.
В заключение необходимо отметить, что весь этот комплекс вопросов не может быть решен на региональном уровне.
З А К О Н
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О зонах экономического развития на территории Ленинградской области
N 32-оз от 18 августа 1997 года
Принят Законодательным собранием Ленинградской области
8 июля 1997 года
Статья 1. Цели и задачи закона
Настоящий закон определяет правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Ленинградской области.
Статья 2. Правовая основа закона
Правовую основу настоящего закона составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N 2118-1, Устав Ленинградской области. Статья 3. Термины, используемые в настоящем законе
Зона экономического развития - часть территории Ленинградской области, в которой областным законом введен режим экономического благоприятствования.
Режим экономического благоприятствования - комплекс льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет и территориальный дорожный фонд Ленинградской области, устанавливаемый в отношении резидентов зоны экономического развития в порядке и размерах, определяемых областным законом о создании конкретной зоны экономического развития.
Резидент зоны экономического развития - субъект предпринимательской деятельности в сфере материального производства, осуществляющий на территории зоны экономического развития свою деятельность, направленную на удовлетворение жизненно важных интересов Ленинградской области, и состоящий на учете в органах государственной налоговой инспекции по месту нахождения зоны экономического развития, заключивший в соответствии с действующим законодательством договор о ведении на территории зоны экономического развития хозяйственной деятельности, направленной на реализацию планов ее развития, и получивший свидетельство резидента зоны экономического развития.
Свидетельство резидента зоны экономического развития документ, подтверждающий присвоение субъекту предпринимательской деятельности статуса резидента зоны экономического развития.
Специальный реестр - реестр резидентов конкретной зоны экономического развития, ведущийся органами государственной налоговой инспекции.
Статья 4. Виды зон экономического развития
С целью упорядочения деятельности зоны экономического развития устанавливаются следующие виды зон:
производственная зона - зона, деятельность резидентов которой ориентирована преимущественно на выпуск товаров, в том числе импортозамещающих, потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках и предназначенных как на экспорт, так и для внутреннего рынка;
научно-производственные зоны экономического развития - зоны, деятельность резидентов которых ориентирована преимущественно на реализацию научно-технических проектов, наукоемких технологий, конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках, и доведение их до стадии создания серийных образцов продукции;
зоны социально-экономического развития территории - зоны, деятельность резидентов которых ориентирована преимущественно на освоение и развитие территорий с целью создания на них современной инженерной и социальной инфраструктуры;
торгово-выставочные зоны экономического развития - зоны, деятельность резидентов которых ориентирована преимущественно на хранение, сортировку, упаковку, маркировку и переработку экспортно-импортных грузов, а также на организацию выставок, ярмарок и центров оптовой и розничной торговли;
комплексные зоны экономического развития - зоны со смешанными видами деятельности.
Статья 5. Правовое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности в зоне экономического развития
Правовое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности в зоне экономического развития осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, а также нормативными правовыми актами Ленинградской области.
Статья 6. Государственное управление зоной экономического развития
Правительство Ленинградской области делегирует полномочия по государственному управлению зоной экономического развития своему структурному подразделению (комитету), который в соответствии с этими полномочиями при участии других структурных подразделений Правительства Ленинградской области (комитетов) и органов местного самоуправления
муниципальных образований разрабатывает предложения по осуществлению государственной политики в области создания и функционирования зоны экономического развития, координирует и контролирует их функционирование.Статья 7. Порядок создания зоны экономического развития
Зона экономического развития создается областным законом о создании таковой по результатам рассмотрения соответствующей законодательной инициативы Губернатора Ленинградской области. Закон утверждает положение о зоне экономического развития, а также условия предоставления резидентам зоны экономического развития режима экономического благоприятствования.
Статья 8. Порядок формирования законодательной инициативы Губернатора Ленинградской области по вопросу создания зоны экономического развития
Решение о формировании законодательной инициативы по вопросу создания конкретной зоны экономического развития принимает Губернатор Ленинградской области по представлению структурного подразделения Правительства Ленинградской области (комитета), указанного в статье 6 настоящего закона, составленному на основании рассмотрения заявки субъектов предпринимательской деятельности инициаторов создания зоны, содержащей следующие документы:
- проект положения о зоне экономического развития;
- технико-экономическое обоснование создания зоны экономического развития;
- программу создания и развития зоны экономического развития не менее чем на пять лет;
- решение (постановление) представительного органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается разместить зону экономического развития, об отношении к заявке инициаторов создания таковой.
Статья 9. Положение о зоне экономического развития
Утверждаемое областным законом положение о зоне экономического развития должно содержать следующие разделы:
- наименование и вид зоны экономического развития;
- границы территории зоны экономического развития;
- срок функционирования зоны экономического развития;
- цели и задачи зоны экономического развития (в соответствии с установленным видом);
- условия предоставления режима экономического благоприятствования;
- условия ведения хозяйственной деятельности резидентов зоны экономического развития;
- условия и порядок получения статуса резидента зоны экономического развития;
- условия ликвидации зоны экономического развития.
В положении о зоне экономического развития могут быть предусмотрены иные разделы.
Статья 10. Объединения резидентов зон экономического развития
Резиденты зон экономического развития в целях защиты и совместного представления своих интересов, повышения эффективности функционирования зон экономического развития могут создавать коммерческие организации и учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 11. Структура договора между резидентом зоны и Правительством Ленинградской области
На территории зоны экономического развития действует разрешительный порядок осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности.
После принятия закона об учреждении конкретной зоны экономического развития структурное подразделение Правительства Ленинградской области (комитет), указанный в статье 6 настоящего закона, заключает договоры с субъектами предпринимательской деятельности о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны экономического развития, направленной на реализацию планов ее развития, в которых фиксируются взаимные обязательства сторон, и выдает им свидетельство резидента зоны экономического развития.
В договоре предусматриваются:
- предмет договора;
- обязательства резидента зоны экономического развития по ведению хозяйственной деятельности, порядку расходования средств, полученных в результате предоставления режима экономического благоприятствования;
- обязательства Правительства Ленинградской области по форме и срокам предоставления режима экономического благоприятствования;
- условия реализации необходимых для Ленинградской области программ;
- ответственность сторон за невыполнение обязательств;
- порядок контроля за соблюдением условий договора (ежеквартальный отчет
);- условия расторжения договора;
- другие разделы по взаимному соглашению.
Свидетельство резидента зоны экономического развития выписывается в трех экземплярах, один из которых остается у структурного подразделения Правительства Ленинградской области (комитета), указанного в статье 6 настоящего закона, второй должен быть представлен резидентом зоны экономического развития в государственную налоговую инспекцию по месту его государственной регистрации, третий остается у резидента зоны экономического развития.
Статья 12. Порядок отнесения резидентов зоны экономического развития к отдельной категории налогоплательщиков
Режим экономического благоприятствования применяется к резиденту зоны экономического развития с момента включения его в специальный реестр.
Включение резидента зоны экономического развития в специальный реестр производится с момента подачи в государственную налоговую инспекцию заявления с приложением свидетельства резидента зоны экономического развития.
Статья 13. Порядок действия режима экономического благоприятствования
Режим экономического благоприятствования распространяется на налоги, исчисленные на базе объема реализации (выручки от реализации) продукции (работ, услуг), произведенной на территории зоны экономического развития, и (или) имущества, созданного (приобретенного) для осуществления производственной деятельности на территории зоны экономического развития.
Резиденты зоны экономического развития, в отношении которых действует режим экономического благоприятствования, осуществляют бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Режим экономического благоприятствования распространяется на всех резидентов зоны экономического развития вне зависимости от наличия у них предусмотренных по другим основаниям налоговых льгот и иных особых режимов налогообложения. Действия таковых не могут быть прекращены в связи с установлением особых условий налогообложения в соответствии с законом о конкретной зоне экономического развития.
Действие режима экономического благоприятствования прекращается в отношении резидента зоны экономического развития с момента аннулирования свидетельства резидента зоны экономического развития.
Статья 14. Разрешение споров, возникающих в связи с применением настоящего закона
Споры, возникающие в связи с применением настоящего закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Споры о порядке выплат компенсаций в случае национализации или реквизиции собственности резидентов зоны экономического развития рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 15. Ликвидация зоны экономического развития
Ликвидация зоны экономического развития осуществляется путем отмены режима экономического благоприятствования. Проект закона о ликвидации зоны вносит на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области Губернатор Ленинградской области по представлению структурного подразделения Правительства Ленинградской области (комитета), указанного
в статье 6 настоящего закона.Зона экономического развития может быть ликвидирована по следующим основаниям:
- истечение срока функционирования зоны экономического развития, установленного в положении;
- невозможность осуществления целей, предусмотренных положением о зоне экономического развития, но не ранее чем через два года после создания таковой;
- нарушение резидентами зоны экономического развития законодательства Российской Федерации и Ленинградской области;
- несоответствие деятельности резидентов зоны экономического развития жизненно важным интересам Российской Федерации и Ленинградской области.
Статья 16. Вступление закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор В. Густов
Санкт-Петербург 18 августа 1997 года